В пригородах Петербурга наблюдается взрывной рост каркасного «самостроя». Производители и поставщики стройматериалов работают с полной загрузкой и вместо традиционных для этого времени года распродаж повышают цены.
Год вынужденной коронавирусной самоизоляции сделал дачную жизнь популярной как никогда раньше. Теперь вместо того, чтобы тратить деньги в турецких отелях, горожане обустраивают дачи. В старых советских садоводствах взамен продуваемых всеми ветрами садовых домиков строят новые дома – преимущественно каркасные. Причем в этом году загородные стройки не замирали на зиму.
Оглавление
Рабочих зазывают, стройматериалы выносят
В разделах рабочих вакансий на сайтах – множество предложений о трудоустройстве и подработке для плотников и разнорабочих на загородные стройки. Всё чаще строительные компании и строительные бригады готовы брать соискателей без опыта (в прошлом году в это же время те же компании искали в основном менеджеров по продажам).
Обычно зимой и в самом начале весны на рынке стройматериалов традиционный спад, а на стройбазах и в сетевых гипермаркетах со стройтоварами – распродажи. В этом году распродажи чисто символические, по принципу «китайского маркетинга»: перед распродажами поднимают цены.
На первый взгляд, рост цен на теплоизоляцию, пластиковые окна, металлоизделия незначительный, в пределах 10%. Но осеннее подорожание металлопроката тянет вверх цены на винтовые сваи и металлочерепицу. Более всего заметно оживление в сегменте пиломатериалов.
В прошлом году в это же самое время строительную доску первого сорта естественной влажности отпускали по 9 тыс. руб. за куб. м, а склады были затоварены. В этом году (в конце зимы!) – по 11,5–12,0 тыс. руб.
Из личного опыта: летом доски привозили на стройки «по звонку», осенью – предлагали в порядке очереди (со сроками ожидания до месяца-двух). Потому как, признался собственник пилорамы, «выносят всё».
Проекты раскупают
Проекты загородных домов тоже активно покупают: в прежние годы не было ничего похожего.
Александр Касумов, блогер, основатель проекта «Строй и живи»:
– В 2020 году спрос на проекты каркасных домов резко вырос. Судите сами: в прежние годы с нами работали 10–15 проектировщиков. Так вот, в октябре всегда наблюдался резкий спад, и до конца зимы у каждого в работе было по два-три проекта, которые они вместе с заказчиками доводили до ума.
Результат: в сентябре и октябре было по 40 новых контрактов на проектирование, в ноябре – 60, в декабре – 80, в январе – уже 120... Команда проектировщиков (почти все работают удаленно и в разных регионах) выросла до 40 человек.
Такая вот динамика. Поэтому уверен, что спрос на строительные услуги в сезоне, который вот-вот начнется, будет не просто высоким, а взрывным. Но говорить об этом приходится и с радостью, и с сожалением.
Да, трудолюбивым ребятам и сработанным бригадам удастся заработать. Но каркасное домостроение зависимо от человеческого фактора. Поэтому в поля выйдут и непрофессионалы, и халтурщики, и любители легких денег. А это значит, что обманутые заказчики тоже будут.
Хиты продаж – одноэтажные дома
По словам Александра Касумова, покупатели образца 2020–21 годов интересуются более компактными домами, чем раньше. Например, в 2019 году средний размер проектируемого дома был 135–140 кв. м, в начале этого года – 120 кв. м.
Во-вторых, растет интерес к одноэтажным домам. Если раньше в таком формате делали бани и гостевые домики, то теперь – семейные дома, заточенные на круглогодичное проживание. Причем и компактные (второй дом на дачном участке), и просторные.
Заказчиков таких проектов (а это и «частники», и небольшие строительные компании) привлекают относительная простота, доступность и скорость возведения: на фоне роста цен на стройматериалы заказчики боятся надолго увязнуть в стройке.
Александр Касумов предполагает, что в следующем году количество запросов на проектирование одно- и двухэтажных домов сравняется. Как минимум по той причине, что одноэтажные дома быстрее строить и они оставляют меньше шансов переоценить возможности и скатиться в недострой.
В-третьих, сегодняшние заказчики стремятся удешевить проект за счет рациональных форм и отказа от архитектурных излишеств, но при этом – не готовы экономить на утеплении.
В сухом остатке: что будет?
Да, на фоне снижения доходов и ползучей (пока) девальвации люди стали охотно вкладывать деньги в загородную недвижимость и ее обустройство. А загородная недвижимость вообще в этом плане очень «отзывчивая».
Ведь вложив в квартиру пару сотен тысяч рублей, вы, скорее всего, не заметите радикальных улучшений. Но та же сумма плюс рабочие руки для загородного дома – всегда заметные улучшения качества жизни: например, новая беседка, обустроенная баня и гараж, дорожки, дренаж, фруктовый сад...
Поэтому в ход идут сбережения, накопления, квартальные и годовые премии... Но стройматериалы дорожают, а сбережения и накопления не резиновые.
Что дальше? Риэлторы связывают будущее загородной жизни с развитием ипотеки. Это, конечно, логично, но, на наш взгляд, ипотека в условиях роста безработицы – слишком смело.
Ведь заемщикам нужно платить не только первые взносы (их-то как раз можно собрать из материнского капитала, социальных пособий и денег, вырученных от продажи квартир), но и немаленькие ежемесячные платежи.
Но ипотека на фоне безработицы – это одна сторона медали. Другая – в том, что загородное строительство – хорошая возможность занять руки и почти безграничный рынок труда для выносливых людей с инженерной жилкой.
Поэтому сегмент загородного «самостроя» просто обречен на динамичный рост с успешными личными проектами, но также неизбежными сопутствующими болезнями в виде недостроя, разочарований и обманутых надежд.
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа
Продажа