О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Что общего у знаменитого петербургского Дома с башнями на Петроградской стороне и одного из самых известных блокадных фотоснимков?

Невский проспект, январь 1943 года. На снимке военного корреспондента Георгия Коновалова – жанровая сценка на улице. На переднем плане – четверо. Молодой человек в бушлате с нашивками на рукаве, две девушки, по всей видимости работницы почты. Девушки раздают газету «Правда» с сообщением о прорыве блокады. Настроение у всех приподнятое. На лицах девушек светятся улыбки.

В правом углу снимка – собственно человек, который нам сегодня интересен. Объектив поймал его выходящим из кадра. Это интеллигентного вида пожилой гражданин с аккуратной бородкой. В одной руке у него пенсне, в другой – газета. Он подслеповато щурится (день солнечный) и тоже прячет в усы улыбку. История умалчивает, почему в тот день он оказался на Невском проспекте и ехал ли на трамвае или шел пешком. Но прорыву блокады он радуется вместе со всеми пережившими эти страшные дни ленинградцами. Радостное событие объединило представителей всех поколений.

О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Оглавление

Гражданский инженер, архитектор, девелопер

Чем же значим этот человек для нашего города? На самом деле гражданин с газетой и пенсне – инженер, архитектор и в прошлом крупный домовладелец Константин Исаевич Розенштейн. Ему в начале XX века было доверено строительстов целого квартала на Петроградской стороне. Самый известный его проект – Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна, о котором и пойдет речь.

У здания, похожего на средневековую крепость, три адреса: Каменностровский, 35, Большой проспект Петроградской стороны, 75, и улица Льва Толстого, 2.

История строительства характерна для своего времени. В 1910 году гражданский инженер Розенштейн, в то время директор (или, как сейчас говорят, топ-менеджер) Российско-Шведского предприятия по производству асбоцементных труб, получил вытянутый участок под застройку между Каменностровским проспектом и речкой Карповкой.

Была произведена разбивка квартала, привлечены пайщики, закипели стройки: петербургский девелопмент второго десятилетия XX века работал примерно по тем же схемам, что и сейчас.

Розенштейн проектировал пространственное решение квартала, инженерные сети. Инженерное оснащение и по сегодняшним меркам непростое: электропроводка в медных трубах, водопровод, трубы отопления и вентканалы спрятаны в толще стен.

О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Во дворах гаражи, в квартирах – газовые плиты и калориферы для сушки полотенец. Печи и камины – настоящие произведения инженерной мысли.

К разработке архитектурной части проекта обозначенного и следующего за ним дома был привлечен архитектор Андрей Белогруд, привнесший в проект элементы средневековой готики. К моменту завершения строительства в 1915 году оба гражданина стали крупными домовладельцами.

Если в начале XX века Петербург переживал строительный бум, то с началом Первой мировой войны кризис долгов и неплатежей рос как снежный ком. А потом история сделала решительный поворот. В 1918 году вся недвижимость была национализирована, началось коммунальное уплотнение. С одной стороны, это печальная страница истории. С другой – национализация обнулила и долги новых домовладельцев.

После революции инженер Розенштейн участвовал в крупнейшей на тот момент инфраструктурной стройке – Свирской ГЭС и рабочего городка в Подпорожье, создавал промышленные объекты в предвоенном Ленинграде.

До самой смерти в 1951 году Константин Розенштейн жил в своем доме, похоронен на Серафимовском кладбище.

Дом с башнями: жизнь продолжается

В годы войны рядом, у подножия Дома с башнями, разорвалась фугасная бомба, взрывной волной была повреждена стена. От разрушения спасли мощные двутавровые балки в основе перекрытий.

Еще до войны на первом этаже появился кинотеатр «Арс», в начале 1970-х годов – студия Ленинградского телевидения. В середине 1980-х – театр «Эксперимент», а с 1996 года в помещения въехал театр «Русская антреприза им. Андрея Миронова», занимающий два этажа.

О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Над театром преимущественно коммунальные квартиры, на последнем этаже мастерские художников.

В мае 2009 года в мансарде дома случился пожар, причиной которого называли несанкционированные строительные работы. Во всяком случае, произошел он именно тогда, когда здание стояло в лесах и велась реставрация фасадов.

До недавнего времени в квартире над театром располагалась «проблемная» коммуналка, потом – хостел, периодически напоминавший о себе потопами. Минувшим летом этот объект снова засветился в хронике происшествий – в связи с перепланировкой квартиры, которую предполагали разделить на 11 студий. История пока не завершена.

Квартиры в домах возле станции метро «Петроградская» ищите здесь

Полная база квартир вторичного рынка Санкт-Петербурга здесь

 

О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Мурино на подъеме. Застройщики удвоили стройки

О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Хотите здесь жить? Фешенебельный квартал c видом на Парк Победы

О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Хотите здесь жить? Первые ленинградские высотки на площади Победы

О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Хотите здесь жить? Дома «на ножках» на Новосмоленской набережной

О доме, устоявшем при взрыве фугасной бомбы, и о судьбе его застройщика

Новостройки Васильевского острова скоро станут недоступны для простого покупателя

Найти квартиру — это просто!Выбирайте среди 14 тысяч проверенных вариантов на вторичом рынке жилья на портале BN.ruПосмотреть объявления

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: