Москва. 16 октября. — Минтранс РФ ведет переговоры с дружественными странами, в том числе Казахстаном, о возможности разрешить своим авиакомпаниям совершать каботажные перевозки, сообщил глава ведомства Роман Старовойт.
«Да, мы с дружественными странами ведем переговоры. (...) Например, мы с Казахстаном ведем переговоры: у них в этом году больше чем на 35% рост авиационной подвижности, поэтому коллеги думают», — сказал он журналистам, отвечая на соответствующий вопрос «Интерфакса» в кулуарах XI Международной специализированной выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге.
Каботажные перевозки дают возможность иностранной авиакомпании выполнять полеты между пунктами внутри другой страны. Во многих государствах, включая РФ, такое право есть только у местных авиакомпаний.
Возможность разрешения каботажных перевозок рассматривается на фоне дефицита авиапарка, который наблюдается во всем мире, пояснил Старовойт.
«Дело в том, что сейчас нехватка самолетов во всем мире. Вы знаете, какие существенные проблемы есть у Airbus с двигателями Pratt & Whitney, и сотни самолетов стоят на приколе в зарубежных авиакомпаниях, ждут замены этих двигателей в Airbus neo. Вы знаете, какие проблемы у Boeing с качеством новых судов, поэтому существует нехватка воздушных судов», — сказал он.
Снизить риски дефицита авиапарка в РФ в условиях санкций и сдвига поставок отечественных самолетов могло бы создание или привлечение существующей госструктуры для закупок иностранной авиатехники со вторичного рынка, заявлял ранее главный эксперт ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА, подведомственен Росавиации) Федор Борисов. «Наихудшим» же способом решить эту проблему он назвал обсуждаемое властями предоставление права иностранным авиакомпаниям совершать каботажные перевозки по РФ.
«Каботаж — худший из способов работы, потому что из национальной экономики вымывается все. Да, вы затыкаете дыру (временный дефицит парка — ИФ), но вы теряете деньги, — отмечал он. — Эта наихудшее решение из всех. Хотя я знаю, что оно обсуждается на очень высоком уровне, в очень высоких кабинетах. Но мы по мере сил стараемся в эти кабинеты нашу позицию доносить — о том, какая степень приоритетов должна быть. Мы не говорим, что это вообще нельзя — мы говорим, что надо исчерпать все возможности перед тем, как переходить к самым тяжелым решениям».
Если оперативно не решить проблему дефицита авиапарка, отрасль ожидает планомерное снижение пассажиропотока, предупредил Борисов. Согласно презентации ГосНИИ ГА, по консервативному сценарию в 2024 году российские авиакомпании перевезут 112 млн человек (84 млн — внутри РФ, 28 млн — за рубеж), что предполагает рост год к году на 6,3%. Уже в 2025 году общая цифра может упасть до 95,1 млн, в 2026-м — до 91,2 млн, после чего отрасль начнет восстанавливаться и достигнет в 2030 году лишь 126,8 млн человек (то есть меньше, чем в 2019 году, когда было перевезено 128,1 млн). При этом сам Борисов назвал этот сценарий не консервативным, а реалистичным.