Представители ОНФ провели анализ старта так называемой «мусорной реформы» и определили, что в ряде регионов есть недобросовестные операторы. Соответственно, за реализацией данного мероприятия надо следить особенно тщательно.
data-oldurl="http://www.aif.ru/realty/utilities/2777405"
data-title="Конкурсы на мусор. ОНФ просит регионы разобраться с новой системой"
data-image="https://images.aif.ru/016/421/a2b4b9d4e8726e48f6f5ff5534033bae.jpg"
data-description="Представители ОНФ провели анализ старта так называемой «мусорной реформы» и определили, что в ряде регионов есть недобросовестные операторы. Соответственно, за реализацией данного мероприятия надо следить особенно тщательно.">
На пресс-конференции Общероссийского народного фронта озвучили доклад, посвященный «мусорной реформе» и ее реализации в стране. По словам представителей организации, в ряде регионов (таких около 20) операторы неправильно поняли свои обязанности. Поэтому специалисты общественной организации рекомендуют губернаторам тщательнее проводить конкурсы и повторить их в некоторых случаях.
Оглавление
Старт реформы
«Мусорная реформа» стартовала в России 1 января 2019 года сразу в 70 регионах. Важнейшей задачей новой системы было создание современной отрасли, занимающейся сбором, обработкой и утилизацией твердых коммунальных отходов. Также планировалось, что подобная реформа приведет к искоренению полукриминального рынка бытового мусора и поможет восстановить нарушаемое регулярно экологическое равновесие.
Обращение с ТКО. Какие меры принимают для решения проблемы мусора и свалок?
Согласно нововведениям, ответственность за обращение с отходами перешла к крупным региональным операторам. Их предварительно отбирали региональные правительства по конкурсу. Президент страны Владимир Путин поручил представителям ОНФ следить за ходом реализации реформы. Активисты организации пообещали подвести итоги первых месяцев. Сейчас они представляют свой доклад на эту тему.
Сбор сведений
Для сбора данных в ОНФ была открыта круглосуточная горячая линия для приема обращений от граждан по проблемам, связанным с новой системой. За месяц работы горячей линии на нее поступило 4045 звонков. Больше всего обращений — из Белогородской, Ивановской, Костромской областей.
В числе основных проблем, с которыми столкнулись общественники, — несогласие с тарифами, неудовлетворенность процессом сбора мусора, отсутствие необходимой инфраструктуры.
Молодежь ОНФ параллельно провела свои рейды (всего их было 249, причем 55 — по следам обращений на горячую линию) в 32 субъектах страны. В рамках этих рейдов были проверены 42 крупных предприятия, занимающихся переработкой и хранением отходов. Кроме того, активисты проверили и придомовые площадки, наличие или отсутствие на них должного количества баков и т. д.
Проверка данных
По итогам собственного аудита торгов эксперты ОНФ выяснили, что ряд региональных операторов по обращению с отходами не имеет ни одного сотрудника в штате, их уставной капитал от 10 до 20 тысяч рублей и отсутствует прибыль за 2017 год. Если изучать среднесписочную численность работников, то получаются следующие результаты среди 142 операторов: в штате 5 (4%) региональных операторов отсутствуют работники, у 15 (11%) региональных операторов (15 зон в обслуживании) есть только 1 работник.
Учитывая такие данные, ОНФ просит губернаторов этих регионов провести новые конкурсы.
Кроме того, важным является и вопрос двойных платежей. Такие отметились в 32 городах России. В них плата за вывоз ТКО не была исключена из оплаты жилищных услуг. При этом дополнительная строчка в платежке появилась. В результате оплата коммунальных услуг либо осталась на прежнем уровне, либо заметно подросла.
С миру по нитке. Плюсы и минусы «мусорной» реформы
Также анализ показал, что только 53 региона из 72 изученных предусмотрели в своих региональных программах частные инвестиции в формирование мусороперерабатывающей инфраструктуры. В этом плане показательным является тот факт, что в 16 регионах бюджетное финансирование равно или превышает внебюджетное финансирование. К таким субъектам относятся Республика Калмыкия, Чувашская Республика, Хабаровский край, Астраханская, Иркутская, Калужская, Ленинградская, Саратовская и Тамбовская области. Это говорит о том, что в этих субъектах введение новой системы обращения с ТКО будет проводиться фактически за счет бюджета.
Из числа недочетов эксперты ОНФ также выявили несколько сомнительных торгов. Также их внимание привлек тот факт, что в данной сфере был низкий уровень конкуренции: среднее число участников торгов — 1,53.
Предложения по улучшению
По итогам доклада ОНФ составил и отправил в правительство ряд предложений. В частности, общественники настаивают на внесении изменений в федеральный закон № 89-ФЗ. Нужно закрепить обязанность по обустройству и содержанию контейнерных площадок за региональными операторами. Таким образом решится проблема с «витриной „мусорной реформы“»: за работу с мусором с первой до последней мили будет отвечать регоператор. Кроме того, общественники просят правительство подготовить и провести в сельской местности переход на тариф за обращение с ТКО исходя из фактического объема потребления услуги.