Как визит Путина в Казахстан повлияет на будущее двустороннего партнерства
АЛМАТЫ, 28 ноя — Sputnik. В среду в Астану с государственным визитом прибыл президент России Владимир Путин. Итоги встречи оказались насыщенными – в присутствии глав государств подписано 19 документов, включая стратегические соглашения, которые охватывают ключевые направления двустороннего сотрудничества.
Эксперты уверены, что визит стал важным событием в отношениях между Казахстаном и Россией, задав новые векторы взаимодействия. Они рассказали, что стоит за соглашениями, которые являются продолжением уже существующих договоренностей.
Стратегическое партнерство
«
Я полностью разделяю мнение Владимира Путина, который отметил, что „полностью удовлетворен визитом“. На „дипломатическом языке“ это означает, что спорных или нерешенных вопросов не осталось, – комментирует известный казахстанский энергетик Петр Своик. – Я присоединяюсь также к оценке президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, который подчеркнул, что Россия для Казахстана – стратегический партнер и надежный союзник».
По мнению эксперта, подписанные соглашения подтверждают это. Документы охватывают ключевые направления: электроэнергетику, газовую отрасль, железные и автомобильные дороги, а также базовые предприятия химической и машиностроительной промышленности.
Энергетика: от атома до газа
При этом Петр Своик отмечает, что все документы, подписанные в рамках визита Владимира Путина в Казахстан, являются продолжением уже существующих договоренностей, но нет прорывных направлений. Если и есть, то они скорее «зашифрованы».
«
В совместном заявлении упомянуто сотрудничество в области мирного атома, но конкретно о Балхашской атомной электростанции в них не говорится. Понятно, что строительство АЭС обсуждается давно. С учетом визита Путина, а до этого поездок министра иностранных дел России Сергея Лаврова и главы „Росатома“ Алексея Лихачева в Казахстан, очевидно, что все условия тендера самым детальным образом оговорены», – считает Петр Своик.
По мнению казахстанского энергетика, только российская сторона может предложить полноценный консорциум для строительства АЭС.
Другой важный аспект на который эксперт обращает внимание газификация северных и восточных регионов Казахстана.
«
Еще один интересный нюанс – о важности газификации северных и восточных областей Казахстана. Вроде только нас касается, но это российский газ, который будет поставляться не только в Казахстан, но и транзитом идти через нас в Китай. Этот проект выгоден всем: нам, России и Китаю, но сначала надо проговорить все вопросы, в том числе с Китаем. Фраза сказана, направление определено, а конкретика дальше будет», – говорит Своик.
Инфраструктура: дороги и логистика
По мнению эксперта, еще одним перспективным проектом будет строительство автомобильной дороги, которая соединит Казахстан с Монголией. Часть пути пройдет по Алтаю, и дорога станет важным маршрутом не только для Казахстана и Монголии, но и для России.
«
Эта дорога нужна Казахстану и Монголии, но одновременно это будет и российская дорога, что является интересным инфраструктурным проектом», – говорит Своик.
Также во время визита Владимира Путина объявлено о создании единого логистического оператора между Казахстанскими и Российскими железными дорогами.
«
Бывшая союзная инфраструктура, разобранная 30 лет назад по суверенным кусочкам, но оставшаяся все равно связанной, сейчас активно восстанавливается, обновляется и действительно становится союзной без союза, но надгосударственной», – сказал Петр Своик.
Казахстанский экономист считает, ключевым здесь является маршрут «Север-Юг», связывающий Россию, Казахстан, Центральную Азию и Китай.
Евразийский экономический союз и новая реальность
По его мнению, будущая Балхашская атомная станция соединит не только северную энергозону Казахстана с южной, где сейчас между ними недостаточно связь. Она также может укрепить интеграцию российской электроэнергетики – Южного Урала, Западной Сибири и Алтая – с южным Центральноазиатским энергетическим кольцом. Это кольцо охватывает Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, а также Таджикистан, который через Узбекистан уже интегрирован в эту систему.
«
Общая инфраструктура по электричеству, по газу, по железнодорожному транспорту и по автомобильному – это общая диспетчерская дисциплина и диспетчерская иерархия. Во-вторых, это общая политика развития, в-третьих, общая политика инвестирования», – сказал Петр Своик.
Итоговое заявление президентов подтвердило важность дальнейшего развития ЕАЭС, считает эксперт."Когда его создавали всего лишь зафиксировал те остаточные торговые отношения, которые сохранились между Россией, Казахстаном и между другими бывшими союзными республиками. С тех пор экономический союз в основном имеет только торговый формат. Теперь наступает инфраструктурный формат, а за ним инвестиционный формат, а это уже принципиально другой формат", – уверен экономист.
Петр Своик отмечает, что в совместном заявлении глав государств не уточнено, что именно будет с Евразийским экономическим союзом, но очевидно, что он в ближайшие же годы будет реформирован под уже согласованное решение о создании общих рынков электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов к 2027 году.
Равноправие в интеграции
Инфраструктурная интеграция уже идет полным ходом, несмотря на положительные изменения, Своик отмечает, Казахстану необходимо усиливать свою роль в этих процессах."Меня, как гражданина, специалиста и патриота, совершенно не устраивает каким образом осуществляется это взаимодействие, – подчеркивает он. – Если строительство ТЭЦ в Кокшетау, в Усть-Каменогорске, в Семее, будет осуществляться за счет российского проектирования, инвестиций, оборудования, то это не равноправное сотрудничество. Так же с реверсом газа из России в Узбекистан: если мы покупаем этот газ не по внутренним, а по экспортным ценам, это не выгодный для нас формат".
Своик считает, что наряду с развитием инфраструктурных проектов важно строить новые машиностроительные мощности в Казахстане. Особое внимание, по словам эксперта, должно быть уделено наращиванию собственных компетенций в энергетике, машиностроении, образовании и науке. Он уверен, что у республики уже есть все необходимые предпосылки. В энергетике, например, Казахстан располагает мощной базой: в Алматы функционирует Институт ядерной физики, в Курчатове работает Национальный ядерный центр, а в Усть-Каменогорске выпускаются топливные сборки для атомной энергетики. Также Своик указывает на достижения в машиностроении. В Костанае производятся компоненты для двигателей и шасси, включая шины, что будет основой для развития в легковом и грузовом автомобилестроении. Казахстан уже выпускает сельскохозяйственную технику, тракторы и комбайны. Все это нужно не только развивать, но и глубже интегрировать в международные проекты."Все это есть, только надо их встроить в общую интеграцию и добавлять, добавлять, еще раз добавлять. Я повторяю, нам надо и в политическом, и в экономическом плане ставить вопрос о том, что во всей этой инфраструктуре мы были полноправными участниками со своей долей компетенции. Мы должны быть не периферией инфраструктурной интеграции, а ее составной частью", – считает Своик.
Эксперт убежден, что это временное явление, и страны-партнеры рано или поздно придут к необходимости более глубокой интеграции.
Казахстан не должен упускать возможности
Член Общественного совета министерства энергетики Казахстана, основатель телеграмм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов считает, что у экспертного сообщества были определенные ожидания с визитом президента России в Казахстан, особенно в двух ключевых направлениях: транзита газа и газификации северо-востока Казахстана, а также строительства атомной электростанции."Много было заговорщицких теорий перед референдумом о том, что вот результаты референдума готовят к визиту Владимира Путина, чтобы подписать документы по АЭС. Но, как мы увидели в материалах, которые опубликовали президенты, про атом практически ничего не было сказано. Владимир Путин сказал, что готовы рассматривать крупные проекты с участием «Росатома», Казахстан про атом ничего не сказал, в совместном заявлении тоже было довольно расплывчатая формулировка об изучении перспектив использования мирного атома", – говорит Олжас Байдильдинов.
Казахстан обладает большим кадровым потенциалом. Казахстанцы учатся в ведущих российских вузах, работают на международных проектах «Росатома», включая строительство атомной станции в Турции. По мнению эксперта, если бы объявили о подготовке, например, 10 тысяч казахстанских специалистов для атомной отрасли, то это было бы серьезным сигналом, но этого не случилось.
Он отмечает, что обращал внимание на два важных момента – нефтегаз и энергетика, но ни по одному из них подвижек не увидел."С учетом новых санкций, падения рубля, в том числе проблем с оплатами через «Газпромбанк», Казахстан вряд ли решится сейчас на сотрудничество с «Росатомом». Это печально, потому что мы теряем время, ухудшая свою переговорную позицию, а дефицит электроэнергии и импорт из России тем временем растет", – говорит эксперт.
Олжас Байдильдинов также считает важным проект по импорту российского газа через территорию Казахстана в Узбекистан. Природного газа в Казахстане не хватает, зимой прошлого года приостановлен экспорт в Китай. А у России есть определенный профицит газа из-за разрушения «Северного потока» и снижения спроса в Европе, который можно направить в Китай, потому что Казахстан и Узбекистан не большие потребители. В рамках этого проекта Казахстан мог бы заработать на транзите и обеспечить газом север и восток страны, думает эксперт."И здесь нужно просто перехватить вожжи в свои руки. Если Казахстан замкнет этот газопровод на себя, мы получим доходы от транзита российского газа, также сможем решить вопрос газификации севера и востока Казахстана. Нужно подписывать не меморандумы, а отправить бульдозеры, чтобы расчищали дорогу, заниматься проектными работами и уговаривать все стороны – Россию, Китай, чтобы этот газопровод прошел через территорию Казахстана. Это жизненно важный проект для Казахстана и такой шанс может вообще раз в жизни выпадать", – считает Олжас Байдильдинов.
У Казахстана большое взаимодействие с Российской Федерацией в нефтегазовом, в энергетическом секторе, Казахстан импортирует дизель, авиакеросин и электроэнергию, и этот импорт только увеличится в ближайшие годы.
Подводя итог, Байдильдинов считает, что газ и атом могли бы стать «вишенкой на торте» в ходе этого визита, но по этим направлениям громких заявлений не было. По его мнению, конкретными шагами могли бы стать заявления по созданию совместного предприятия между «Газпромом» и казахстанской компанией, либо оглашения объемов природного газа."К сожалению, вот эти две темы остались нераскрытыми. Печально, что Казахстан теряет время. Думаю, в основном вопросы к казахстанской стороне, потому что Россия неоднократно подчеркивала, что они готовы двигаться", – подытожил Олжас Байдильдинов.